canc@bstu.by +375 162 32-17-32

Перевёрнутая классная комната

Университет Линчепингса (Швеция)
3-7 декабря 2018 г.

С 3 по 7 декабря 2018 года в Университете Линчепинга (г. Линчёпинг, Швеция) проводились курсы ТОТ по проекту ERASMUS + CBHE № 585760-EPP-1-2017-1-AM-EPPKA2-CBHE-JP «ИЗМЕНЕНИЕ В КЛАССЕ: СОДЕЙСТВИЕ ИННОВАЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ И ОБУЧЕНИЮ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СТРАНАХ ВОСТОЧНОГО ПАРТНЕРСТВА», PRINTeL. Курс был предложен Центром развития преподавательского состава «Didacticum» в Университете Линчёпинга, Швеция.

Курс включает в себя 5 модулей:

  1. Введение в курс и семинар в классе активного обучения
  2. Проектирование внутриклассовых занятий
  3. Подготовка материала вне класса
  4. Разработка перевернутого курса в классе
  5. Презентация

В обучении принимали участие преподаватели из Республики Беларусь, Армении и Грузии.

Черноокая Елена Викторовна, к.э.н., заведующий кафедрой учета, анализа и аудита и Михальчук Наталья Александровна, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита экономического факультета представили Брестский государственный технический университет. Работа проводилась в больших и малых группах. Черноокая Е.В. и Михальчук Н.А. работали в одной группе в модулях 3-5. Они также работали вместе с Ваграмом Мурадяном и Мери Казарян (Национальный политехнический университет Армении) в  модуле 1, Ваграм Мурадян и Мери Казарян (Национальный политехнический университет Армении), Гор Алексанян и Сероб Хачатрян, (Ереванский государственный университет) в модуле 2.

 

Модуль 1. Введение в курс и семинар в классе активного обучения (3 декабря 2018г.)

Спикеры:

  • Янерик Лундквист, профессор PRINTeL, Университет Линчёпинга
  • Петер Далениус, заместитель директора Didacticum, TSDC в Университете Линчёпинга
  • Пер Санден, экологические науки

Янерик Лундквист и Питер Далениу рассказали об университете Линчепинга и о Центре развития преподавательского состава «Didacticum». Они представили программу курса, расписание занятий и практическую информацию о пребывании в университет Линчепинга, провели презентацию команды курса. Участники курса коротко рассказали о себе.

Спикеры подвели итоги предварительного опроса участников группы, который был проведен за неделю до начала курса через заполнение электронных форм. Опрос касался использования цифровых технологий в педагогической деятельности и о целях, которые ставят перед собой участники программы PRINTeL.

В первый день спикерами был представлен материал о цифровой педагогической компетенции, о технологическом инструменте самооценки обучения (TET-SAT), разработанном в рамках MENTEP,  финансируемый Erasmus +, который помогает преподавателям:

 

  • задуматься о своей педагогической практике с использованием цифровых инструментов;
  • установить личный профиль компетенции;
  • самостоятельно направлять свое обучение и развивать свою компетентность в любое удобное для них время.

 

Участники обсудили возможности TET-SAT, используя инструмент Mentimeter, который позволяет собирать мнения участников семинара в реальном режиме времени с использованием смартфонов или ноутбуков и представлять их на экране в наглядном виде.

Питер Далениус обрисовал в общих чертах концепцию активного обучения, ее содержательные характеристики:

  • студенты занимаются не только слушанием;
  • меньше внимания уделяется передаче информации и больше внимания развитию навыков учащихся;
  • учащиеся занимаются мышлением высшего порядка (анализ, синтез, оценка);
  • учащиеся занимаются различными видами деятельности (например, чтением, обсуждением, письмом);
  • больший акцент делается на изучение студентами своих взглядов и ценностей.

Участники тренинга также выполняли индивидуальные и групповые упражнения: заполняли таблицу активного обучения (индивидуально) и помещали различные методы в таблицу активного обучения (группа).

Пер Санден представил материал об использовании различных активных методов: статистика (видеолекция и чтение, большой групповой семинар (60 студентов), студенты в группах по 6-8 человек, онлайн-викторины, компьютерные упражнения) и другие.

 

Модуль 2. Проектирование внутриклассовых занятий (4 декабря)

Спикеры:

  • Лассе Альфредссон
  • Ларс Улин
  • Пер Санден,
  • Ларс Улин

Первая часть этого модуля состояла из серии учебных экскурсий к преподавателям, которые работают с различными методами активного обучения. Они продемонстрировали в классе активного обучения, что они делают на своих курсах.

Лассе Альфредссон, ISY, рассказала о создании образовательных видеоклипов с использованием Lightboard (Инструменты / Программы для создания видео).

Ларс Улин изложил учебный материал о цифровой педагогической компетенции - модели и инструменты (обучение и оценка в оцифрованном мире).     

Пер Санден рассказал о «Классе активного обучения»: Что такое ALC, проектирование преподавания и учебной деятельности в ALC.

Во время лекции студенты работали в группах, используя систему онлайн-опросов Padlet.

Ларс Улин выступил с докладом о сетях персонального обучения Connectivism и курсе «Открытое сетевое обучение (ONL)» (Сотрудничество через границы): что такое «Открытое сетевое обучение», «Обучающиеся пространства», «Социальное присутствие и совместная работа в Интернете».

Во второй части этого модуля участники посетили центр Digimaker и познакомился с инновационными технологиями активного обучения – 3D принтер, виртуальная реальность.

Модуль 3. Подготовка материала вне класса (5 декабря)

Петер Далениус Заместитель директора Didacticum, TSDC в Университете Линчёпинга

Питер Далениус представил презентацию о перевернутой классной комнате. Он рассказал, что такое перевёрнутый класс, охарактеризовал пять шагов для разработки обучения в перевернутом кламссе:

  1. Определите, где модель перевернутой классной комнаты наиболее целесообразна для вашего курса;
  2. Потратьте время на занятия, вовлекая студентов в обсуждение и общение, занятия с обратной связью;
  3. Выяснение связей между учебой университете и за его пределами;
  4. Адаптация ваших материалов для проведения активного обучения;
  5. Распространение процесса обучения за пределы класса с помощью индивидуальной и совместной работы.

В конце дня Черноокая Е.В. и Михальчук Н.А.  представили записанные фрагменты лекций c всему классу и получили отзывы других участников.


Модуль 4. Разработка перевернутого курса в классе (6 декабря 2018)

Петер Далениус Заместитель директора Didacticum, TSDC в Университете Линчёпинга

В качестве финального проекта Алена и Наталья разработали курс, включающий методы активного обучения и перевернутый подход к обучению. Это было сделано в двух частях: семинар ABC Learning Design и лабораторное задание по дальнейшей разработке дизайна курса.

Модератор Питер Далениус объяснил, как использовать инструментарий ABC Learning Design и DEF.

 

В конце дня преподаватели представили свой дизайн курс о формировании модуля по активному обучению.

 

Модуль 5. Презентация (7 декабря 2018)

Участники тренинга представили свое видение реализации этих курсов ТОТ в БрГТУ: ПРОГРАММА «Цифровое будущее в образовательном процессе» МОДУЛЬ: Активные методы обучения.

 

Другие участники задавали вопросы, давали отзывы о представленном дизайне курса и предлагали улучшения.

После прохождения обучения Алена и Наталья получили сертификаты.