canc@bstu.by +375 162 32-17-32

Стажировка за рубежом: мечты или реальность?

С 2011 года в рамках программы академической мобильности «Erasmus Mundus» Брестский государственный технический университет участвует в проекте «Восточно-западная европейская сеть высшего технического образования». Данный проект реализуется в области высшего образования «Эразмус Мундус» и финансируется Европейским Союзом.

В рамках проекта возможно обучение студентов, магистрантов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава технических специальностей нашего университета в зарубежных вузах-партнерах (в Польше, Чехии, Франции, Ирландии, Испании, Италии, Венгрии т. д.)  сроком от 1-го до 36-ти месяцев в зависимости от уровня образования и получение стипендии, а также покрытие стоимости страховки и транспортных.
У одного из студентов строительного факультета, которые попали в данный проект, Даниилы Черетовича (гр. А-30) мы решили взять интервью.

– Добрый день, Даниил! Расскажите, как Вы получили место стажировки в Турцию и почему Вы выбрали именно эту страну?

– Целью поехать по обмену я задался уже несколько лет назад, и поэтапно шел к этому. Первый год, когда я подавал заявку, были программы по стажировке в Италию, Испанию, Португалию, Ирландию, Англию, Францию, Чехию и ещё несколько стран. К сожалению, тогда я совершенно не имел представления, что такое мотивационное письмо, несмотря на то, что оно является одним из самых важных документов из списка. По причине некоторых трудностей, я отправил мотивационное письмо в последний день до дедлайна, я бы даже сказал в последнюю ночь, при этом не подойдя с должной ответственностью. Результат был очевиден, через 2 месяца я получил ответ, что я не прошёл на эту программу, но теперь мне захотелось чего бы мне это ни стоило добиться желаемого результата. И в этом году я целенаправленно узнавал всю информацию в международном отделе, сканировал сайт БрГТУ – делал все, чтобы не упустить возможность. Но, когда из доступных для выбора стран оказалась лишь только Турция, я думал отказаться от этой идеи, тем более, что ситуация с безопасностью в стране сильно ухудшилась.  И тем не менее, я рискнул и выиграл заветный грант, и не только с ребятами из нашего, но и с других факультетов.  В Турции на самом деле сейчас не страшно, как показывают по телевизору. Хотя родители, конечно, дома волнуются.

– Существует ли языковой барьер?

– Языковой барьер безусловно есть, но со временем он преодолевается. Прежде всего надо перестать бояться общаться на английском. Первое время было тяжело, говорил с ошибками, но это нормально. METU (турецкое название университета ODTÜ) является первым и единственным университетом в Турции, преподавание в котором проходит полностью на английском, не только для студентов по обмену, а для всех. Поэтому турки, в обычной жизни не очень хорошо владеющие языком (достаточно выбраться в город, чтобы в этом убедиться), в университете так же рады общаться с вами и закреплять свои языковые навыки. Как я уже сказал, нельзя бояться разговаривать на английском, и уж тем более нельзя создавать в Турции «русскоговорящую общину» – концентрировать вокруг себя только ребят, носителей русского языка, иначе не будет возможности улучшить свои языковые навыки. Надо как можно больше общаться с иностранцами, ведь Эрасмус и даёт такую возможность. Это действительно прекрасный шанс улучшать свой английский. Живое общение всегда считалось более действенным методом изучения языка.

– Существует ли определенный распорядок дня?

– Распорядок дня в общем-то разный, зависит от дня недели, а зачастую и вообще спонтанный, но общие моменты обозначить можно. Во-первых, расписание мы себе составляли сами в начале семестра, следовательно, у нас есть возможность регулировать загруженность по дням недели.

– Есть ли существенные отличия между стажировкой в Турции и дома?

– В принципе кредитная система очень отличается от нашей: приходится привыкать, но это интересно, есть существенные отличия и в системе образования, в подходах, хотя фундаментальные принципы остаются, конечно же, те же. Скажем, на архитектурном проекте, который здесь называется студией, очень большое значение уделяется командной работе, есть серьезнейшая работа над анализом территории, после определенного этапа работа перетекает в стадию индивидуального предложения. И это здорово! Есть система жюри, критика, и midterm - промежуточных экзаменов, или аттестаций, а в конце финальный экзамен. Посещаемость тоже важна, во многом зависит, конечно, от преподавателя, но в целом за этим строго следят. Впрочем, здесь нет такого, чтобы кто-то бегал за тобой и заставлял тебя учиться.

Необходимо отметить ещё одно важное отличие: предметы можно выбирать в соответствии со своими приоритетами и установками, и наличием данного курса, количеством студентов на нем, и так далее. Таким образом, стирается такое понятие, как группа, студенты выбирают те предметы, которые им необходимы, плюс есть обязательные курсы, от которых отказываться нельзя. Те, кто учатся в ODTÜ, понимают, что в первую очередь они учатся для себя, поэтому случайных людей тут как правило не бывает.

– Будете ли Вы использовать в практике то, чему Вас там научили?

– Разумеется, я планирую использовать на практике полученные знания, хотя бы потому, что это очень полезная практика, и мне было бы интересно применить ее в дальнейшем в своем дипломе, и в последующем применять в профессиональной деятельности.

– Кто-нибудь из Ваших знакомых/друзей смог так же получить место стажировки в Турции?

– Трое моих друзей также получили места стажировки в Турции, с остальными ребятами я познакомился уже в Турции. И это очень здорово, поскольку увеличилась география моих знакомств.  Полезно иногда изучить подход студентов тех или иных стран к выполнению конкретной задачи, да и просто живое общение, беседы, совместное времяпрепровождение, – все это крайне важно и очень интересно для меня и моих друзей, это даёт бесценный опыт и замечательные эмоции.

– Расскажите немного про ваш Архитектурный факультет.

– Факультет, внешне не очень примечательный, внутри, однако, весьма интересные композиции и интерьеры... Много необычных аудиторий, двухэтажных мастерских, с панорамными окнами в соседние кабинеты. Интересные решения по затенению фасадов с южной стороны. Поскольку факультет построен на сложном рельефе, вход в здание может располагаться как со второго (1th floor), так и с первого (ground floor) этажа.

По предметам, все тоже довольно интересно. По проекту, когда мы занимались работой в группах, мы с ребятами из Турции анализировали проблемные аспекты проектируемой территории. У каждой группы своя тема. Кроме локального разделения на подтемы, на проекте есть 4 секции. По сути, во всех группах идет подробнейший анализ, где мы должны предоставлять распечатки с его результатами на А1 и презентации о проделанной работе, после чего происходит разбор полетов (критика), и дальнейшая работа. Здесь все сидят от звонка до звонка, и все работают.  Часто приходится даже задерживаться, и мы расходимся глубоким вечером.

В целом, то, чем мы сейчас занимаемся в рамках анализа территории и конкретных предложений по её реорганизации, думаю, будет сильно напоминать проект по городу, лишь с той разницей, что мы занимаемся малой частью большого города, вместо малого города целиком.

Анализировать территорию бывает довольно сложно, в силу слабого знания города. Но по мере выездов на местность с командой становится легче.

Защита презентаций или критика практически на каждом занятии, постоянно есть какая-то работа. Что касается других предметов, на некоторых крайне строго относятся к пропускам. При том, что мы в принципе не прогуливаем, у нас уже чуть не возникли проблемы с одним из преподавателей из-за пропуска всего одной пары ради экскурсионной программы по другому городу для Erasmus. Это только из-за одного пропуска. Но всё закончилось хорошо. Впрочем, всё зависит от преподавателя, у каждого своя методика. Есть и такие, кому все равно, лишь бы экзамен потом сдали.

Домашние задания, равно как и необходимый для обучения материал, постоянно сбрасывается на электронную почту. Книги пока, кроме французского, нас покупать не заставляли, но от других студентов мы наслышаны, что книги тут стоят нереально огромных денег, и тем не менее студенты их покупают, тратя при этом чуть ли не всю стипендию. Впрочем, очень многие делают фотокопии – здесь это действительно выход, т.к. они стоят намного дешевле, не только чем книги, но и чем любая печать у нас в Беларуси. Это удобно, с учётом того, что часто приходится печатать. Но остальные «расходники» здесь значительно дороже, особенно пластик. По рассказам местных (непроверенная информация, но от нескольких источников) средний прайс макета + печати для защиты своего проекта здесь составляет 300 лир, что в эквиваленте даже превышает 100$. И здесь это считается нормальным. Ещё нас пугают сложными экзаменами, но время покажет, так ли оно на самом деле. Пока что просто нужно выполнять свою работу.

Разумеется, время от времени, мы, Erasmus-студенты, выезжаем на выходные в разные поездки, которые организовываются университетом. Это очень интересно, расширяет кругозор, появляется возможность отойти от тяжёлой недели, и с новыми силами приступить к следующей!

Татьяна Гапанович, ЭУ-29