canc@bstu.by +375 162 32-17-32

Учебно-методическая работа

Дисциплины, закреплённые за кафедрой:

  1. Беларуская мова. Прафесійная лексіка.
  2. Беларуская мова. Культура маўлення.
  3. Русский язык как иностранный.
  4. Русский язык. Профессиональная лексика.

Главную цель преподаватели дисциплины «Русский язык как иностранный» видят в осознании студентами потребности овладения профессиональной терминологией в области будущей специальности, формировании активного, пассивного, потенциального словарного запаса будущего специалиста. Именно поэтому первостепенное значение, начиная уже с подготовительного отделения, уделяется профессионально-ориентированному обучению, которое проводится в его интеграции со специальными дисциплинами по пособиям, разработанным специалистами кафедры. Приятно отметить, что преподавателям русского языка как иностранного удалось привлечь к написанию учебных изданий, нацеленных на формирование достаточной и необходимой коммуникативной, речевой, языковой компетенций иностранных студентов в научном дискурсе, своих коллег с технических и экономических кафедр.

Ежегодно совместно с коллегами кафедры русского и общего языкознания  УО БрГУ им. А.С. Пушкина проводится межвузовский научно-методический семинар «Проблемы преподавания русского как иностранного и других лингвичстических дисциплин в высшей школе» (26.02.11., 28.02.2012, 26.02.13., 22.02.2014, 05.03.15., 04.03.2016, 03.03.2017), по результатам работы которого издаётся сборник научных статей «Теория и практика преподавания русского языка как иностранного и других лингвистических дисциплин в вузе» (издано 7 сборников).

Задача преподавателей дисциплин «Белорусский язык. Профессиональная лексика», «Белорусский язык. Культура речи» −  способствовать развитию и популяризации белорусского языка, сохранению и приумножению духовно-культурного наследия белорусского народа. В учебных изданиях по вышеназванным дисциплинам нормативно закреплены лексические, орфоэпические и орфографические нововведения последнего десятилетия согласно новой редакции «Правил белорусской орфографии и пунктуации».

Учебно-методическая литература, изданная преподавателями кафедры:

  1. Турабова, Э.Н. Методические указания и контрольные задания по русскому языку для иностранных студентов экономических специальностей заочной формы обучения. – Брест : БрГТУ, 2010.
  2. Борсук, Н.Н. Научный стиль речи на материалах текстов по математике : учебно-методическое пособие для туркменских слушателей подготовительного отделения. – Брест: БрГТУ, 2010.
  3. Рахуба, Т.Н. История дорожного строительства. Методические указания по дисциплине «Русский язык как иностранный» для иностранных студентов и слушателей подготовительного отделения. – Брест : БрГТУ, 2010.
  4. Потолков, Ю.В. Этика технологического процесса. Методическое пособие. – Брест : БрГТУ, 2010.
  5. Валуева, Т.Л., Войтович, К.А. Изучающее чтение: методические указания для иностранных слушателей строительных специальностей факультета довузовской подготовки. – Брест : БрГГУ, 2010.
  6. Щерба, О.В. Контрольные работы по русскому языку как иностранному для иностранных слушателей подготовительного отделения. Брест : БрГТУ, 2010.
  7. Турабова, Э.Н. Русский язык: сборник тестов для иностранных студентов I–III курсов технических и экономических специальностей дневной формы обучения. – Брест : БрГТУ, 2011.
  8. Потолков, Ю.В. Изучение знаменательных частей речи на материале высказываний национальных философов: методические рекомендации для иностранных студентов всех специальностей. – Брест : БрГТУ, 2011.
  9. Борсук, Н.Н., Заика, З.М. Русский язык. Научный стиль речи: технический профиль на материалах текстов по начертательной геометрии и инженерной графике. – Брест : БрГТУ, 2012.
  10. Валуева, Т.Л., Щерба, О.В. Русский язык как иностранный: изучение научного стиля речи на материалах текстов по физике: методические указания для иностранных слушателей факультета довузовской подготовки. – Брест : БрГТУ, 2012.
  11. Рахуба, Т.Н. Русский язык для иностранных студентов экономических специальностей: методические рекомендации. – Брест : БрГТУ, 2012.
  12. Турабова, Э.Н. Изучающее чтение: методические указания для иностранных студентов 2–4 курсов технических специальностей дневной формы обучения. – Брест : БрГТУ, 2012.
  13. Щерба, О.В. Контрольные работы по русскому языку как иностранному для слушателей подготовительного отделения. – Изд. 2-е: допол. –Брест : БрГТУ, 2012.
  14. Хвещук, Н.Г. Сложные случаи при подготовке к централизованному тестированию по русскому языку: методические рекомендации для слушателей факультета довузовской подготовки. – Брест : БрГТУ, 2012.
  15. Игнатюк, Т.Н., Турабова, Э.Н. В мире русского слова: методические указания для иностранных слушателей факультета довузовской подготовки. – Брест : БрГТУ, 2012.
  16. Самуйлік, Я.Р. Беларуская мова: прафесійная лексіка: вучэбна-метадычныя рэкамендацыі для студэнтаў 1-га курса тэхнічных і эканамічных спецыяльнасцей. – Брэст : БрДТУ, 2012.
  17. Рагаўцова, В.В., Пікула, Л.У., Курган, В.В. Беларуская мова: гістарычныя этапы фарміравання і развіцця. Лексікалогія. Лексікаграфія. Культура прафесійнага маўлення. – Брэст : БрДТУ, 2012.
  18. Рахуба, Т.Н. Русский язык: научный стиль речи : Методические указания для иностранных студентов экономических специальностей (на материалах текстов по макроэкономике). – Брест : БрГТУ, 2013.
  19. Рагаўцова, В.В. Білінгвізм. Моўная інтэрферэнцыя і яе віды (марфалагічныя і сінтаксічныя адметнасці беларускай мовы): тэарэтычныя звесткі і практычныя заданні для студэнтаў 1-га курса тэхнічных спецыяльнасцей : Метадычныя ўказанні. – Ч. І. – Брэст : БрДТУ, 2013.
  20. Борсук, Н.Н., Заика, З.М. Русский язык. Научный стиль речи: экономический профиль на материалах текстов по микроэкономике. – Брест : БрГТУ, 2013.
  21. Борсук Н.Н., Драган, В.И., Заика З.М. Методические указания для иностранных студентов по русскому языку как иностранному на основе текстов по дисциплине «Металлические конструкции».– Брест : БрГТУ, 2013.
  22. Игнатюк, Т.Н., Турабова, Э.Н. Методические указания «Русский язык: устные темы и диалоги  по обучению монологической и диалогической речи иностранных слушателей. – Брест : БрГТУ, 2013.
  23. Табалевіч, Т.Л. , Мхаян, Т.М. Практыкум па марфалогіі беларускай мовы: даведачны матэрыял і практычныя заданні для студентов 1-го курса технических и экономических специальностей. – Брэст : БрДТУ, 2013.
  24. Борсук, Н.Н., Войтович, К.А.  Методические указания по русскому языку как иностранному для иностранных студентов технических специальностей «Технический дискурс». – Брест: БрГТУ, 2013.
  25. Тоболевич, Т.Л., Войтович, К.А. Изучающее чтение: методические указания для иностранных слушателей технико-технологического и архитектурного профилей факультета довузовской подготовки. – Брест : БрГТУ, 2014.
  26. Борсук, Н.М., Заіка З.М., Рагаўцова В.В. Культура навуковага стылю беларускай мовы : метадычныя ўказанні для магістрантаў і аспірантаў тэхнічных і эканамічных спецыяльнасцей.– Брэст : БрДТУ, 2014.
  27. Борсук, Н.Н., Драган, В.И., Заика, З.М. Русский язык. Научный стиль речи: технический профиль: на материале текстов по дисциплине «Металлические конструкции»: методические указания для иностранных студентов. – Ч. 2. – Брест : БрГТУ, 2014.
  28. Самуйлік, Я.Р., Пікула, Л.У. Практыкум па культуры маўлення: тэарэтычны матэрыял і практычныя заданні. – Брэст : БрДТУ, 2015.
  29. Щерба, О.В.  Русский язык для иностранных студентов машиностроительного факультета:  методические рекомендации для студентов технических специальностей. – Брэст : БрДТУ, 2016.
  30. Игнатюк, Т.Н., Турабова, Э.Н. Основы организации строительства: Методические указания для иностранных студентов строительного факультета.  – Брэст : БрДТУ, 2016.
  31. Борсук, Н., Волчек, А., Заика, З.  Экология бассейна р. Мухавец: методические указания для студентов, обучающихся по специальности “Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов”. – Брэст : БрДТУ, 2016.
  32. Рахуба, Т. Русский язык. Научный стиль речи: методические рекомендации для  студентов-иностранцев, обучающихся по специальности «Электронно-информационные системы». – Брэст : БрДТУ, 2016.
  33. Будник, О.А. Методические указания Русский язык: деловое общение: методические указания. – Брэст : БрДТУ, 2016.
  34. Тоболевич, Т. Поурочная система упражнений к учебнику «Дорога в Россию (элементарный уровень)»: методические указания для иностранных слушателей факультета довузовской подготовки. – Брэст : БрДТУ, 2016.
  35. Жигалова М.П. Дидактическая филология в мультикультурном пространстве Беларуси: уч. пос. для  студентов. – Изд Дом:  Saarbrucken, Germany (Германия), Из-во: «Palmarium Academic Publishing». –  2014. –  372 с.
  36. Жигалова, М.П. Филологический анализ художественного произведения как межкультурного универсума: уч.-метод. пособие. – Брест: БрГУ имени А.С.Пушкина, 2014. – 116 с.
  37. Борсук Н.Н., Жигалова М.П., Заика З.М., Самуйлик Я.Г. Коллективная монография: Gdzie bije zrodlo...: Piesni ludowe pogranicza Polski i Bialorusi/ redakcja: Feliks Czyzewski, Agnieszka Dudek-Szumigaj, Marija Zygalova; Transkrypcja: Anna Michalec, Lidija A.Zacharczuk. – Lublin – Wisznice, 2015. – 288 s. Авторские страницы (28с.): 37–51; 95–109.
  38. Жигалова, М.П. (в соавторстве) Ф. Бельский в мультикультурном научно-педагогическом пространстве: российский контекст. В кн.: Фама Антонавіч Бельскі: біяграфічныя матэрыялы і артыкулы. Фома Антонович Бельский: биографические материалы и статьи /уклад., прадм. і камент. А.І.Бельскага. – Мінск: Выдавец Зміцер Колас, 2015. – 223с. – С. 101–112.
  39. Жигалова, М.П. Мультикультурная проявленность русскоязычной литературы Беларуси и интерпретация славянского вектора// Мир образования – образование в мире, № 2. – Москва, 2014. –  С.120–128.
  40. Жыгалава, М.П. Вывучэнне біяграфіі пісьменніка ў школе: полікультурны аспект//Беларуская мова і літаратура, №8, 2014. – С. 16–21.
  41. Жигалова М.П. Саморазвитие читателя в современном мультикультурном пространстве // Образование и саморазвитие: Издательство: ООО Центр инновационных технологий (Казань) ISSN: 1991–7740. – 2014. – № 2  (40). –  С. 221–225.
  42. Жигалова, М.П. Мультикультурная проявленность русскоязычной литературы Беларуси М.П. Жигалова // Наукові записки Луганського національного університету. Серія «Філологічні науки». Дискурсологія: мова, культура, суспільство : зб. наук. праць. – № 2 (40). – Луганськ : Вид-во ДЗ «ЛНУ імені Тараса Шевченка», 2014. – 224 с. – С. 28–35.
  43. Жигалова, М.П. Современное полиэтническое песенное творчество Малоритчины: теоретическое осмысление и роль в мультикультурном социуме. Коллективная монография: Gdzie bije zrodlo...: Piesni ludowe pogranicza Polski i Bialorusi/ redakcja: Feliks Czyzewski, Agnieszka Dudek-Szumigaj, Marija Zygalova; Transkrypcja: Anna Michalec, Lidija A.Zacharczuk. /М.П.Жигалова.  – Lublin – Wisznice, 2015. – 288s. – С. 95–109.
  44. Жигалова, М.П. Чтение как средство развития личности и постижения психологии человека /М.П.Жигалова // Образование и саморазвитие, № 3 (45), Казань,  2015. – С. 332–341.
  45. Жигалова, М.П., Наумчик Н.И. Внедрение технологии тьюторского сопровождения учащихся как способ построения индивидуальной образовательной траектории (на примере промежуточных результатов  инновационного проекта Малоритской районной гимназии) // Вучоныя запіскі Брэсцкага дзяржаўнага універсітэта. – 2015. – Вып. 11. – Ч.1. Гуманітарныя і грамадскія навукі. – С. 55–75.
  46. Яницкий М.И. (у сааўтарстве). Андрэй Макаёнак. Раздел учебного пособия: Беларуская літаратура: вучэбны дапаможнік для 10 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання. Дапушчана Міністэрствам адукацыі РБ. – 2-е выданне, перапрац. і дап. / Пад рэдакцыяй З.П. Мельнікавай, Г.М. Ішчанка. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2016. – С. 276–292.
  47. Потолков Ю.В. (в соавторстве) Разделы учебного пособия: Русская литература. Электронная книга на основе учебного пособия для 11 класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. Допущено Министерством образования РБ. – Мн. : Издательство НМУ «Национальный институт образования», 2016. – 336 с. – С. 147–157; С. 293—313.
  48.  Борсук, Н.М. Міфалагічныя матывы ў сучаснай берасцейскай паэзіі: пераемнасць і ўзбагачэнне традыцый / Н. М. Борсук // Навуковий вісник Чернівецького університету : Збірник наукових праць. – Вип. 772. Романо-слов’янський дискурс. – Чернівці : Видавничий Дім «Родовід», 2016. – С. 121–124.
  49. Жигалова, М.П. Духовные ценности в литературе белорусско-польского пограничья (на примере интерпретации и анализа в вузе переводов произведений Ю.И. Крашевского) М.П.Жигалова // Теоретична і дидактична філологія. Збірник наукових праць. Випуск  23. – Переяслав-Хмельницький: Видавець ДВНЗ «Переяслав-Хмельницький державний педагогічний університет імені Григорія Сковороди», 2016. – С.  65–81.
  50. Ігнацюк, Т.М. Пафас як інстытуцыянальны складальнік беларускага маўлення // Zeszyty filologiczne.Институциональный дискурс: язык, литература культура /Międzynarodowy Rocznik Naukowy , t.1. Пад рэд. В.І. Сянкевіча. - Siedlce: UPH, 2016,s.75-85.
  51. Капцова, Ю.А. Інстытуцыянальная рэальнасць беларускага маўлення. Мянушкі // Zeszyty filologiczne.Институциональный дискурс: язык, литература культура /Międzynarodowy Rocznik Naukowy , t.1. Пад рэд. В.І. Сянкевіча. - Siedlce: UPH, 2016,s.85–106.
  52. Жигалова, М.П. Психологический анализ как эффективный путь разбора  эпических произведений и способ формирования личности М.П. Жигалова (на английском языке)// Образование и саморазвитие. – Казань,  № 1(47), 2016. – С. 94–105.
  53. Жигалова, М.П. Художественное произведение как культурный код этноса и эпохи: интерпретация и анализ М.П.Жигалова / Социально-психологические проблемы ментальности/менталитета: сборник научных статей XII Международной научной конференции/ под ред. К. Е. Кузьминой, И. В. Морозиковой, Н. И. Сенченкова; Смоленский госуниверситет. – Смоленск : Из-во СмолГУ, 2016. –  Выпуск 12. – 288 с. – С. 93–99.
  54. Жигалова, М.П. Филологическое образование в поликультурном пространствеМ.П.Жигалова // Гуманитарные науки. РИНЦ. Научно-практический журнал, № 2 (34) , 2016 – Ялта. – С. 146–150.
  55. Рахуба, Т.Н. Сказочная парадигма в поэмах М. Цветаевой «Царь-девица», «Молодец» / Т.Н. Рахуба // Мова i культура (навуковий журнал) – К. : Видавнiчий дiм Д. Бураго, 2016. – Вип. 19. – Т. 1. (177) – С. 200–212.
  56. Maria P. Zhigalova. The Family Club Activities for Organizing a Social Partnership of the Pre-School Educational Institution and the Family ŸReceived 29 July 2015 ŸRevised 17 December 2015 ŸAccepted 22 January 2016 М. Жигалова (в соавторстве) /Zagir A. Latipov Kazan (Volga region) Federal University, RUSSIA; Svetlana S. Bykova Vyatka State University of Humanities, RUSSIA; Maria P. Zhigalova Brest State University, BELARUS. // International Journal of Environmental & Science Education, 2016, 11 (5), 655–662.  Copyright © 2016 by author/s ISSN: 1306-3065.
  57. Жигалова, М.П. Ю. И. Крашевский о культуре  общения славян и духовно-нравственных  ценностных основах жизни (на примере стихотворения «Часто»). М.П. Жигалова // Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU//Данные журнала "Лингвокультурное образование в системе вузовской подготовки специалиста"– T. 1, 2016. – № 1(9), – С. 30-38.  http://elibrary.ru/contents.asp?titleid=56879.
  58.  Заіка, З.М. Вобразна-выяўленчыя сродкі мовы сакральных тэкстаў беларускага Палесся / З.М. Заіка // // Навуковий вісник Чернівецького університету : Збірник наукових праць. – Вип. 772. Романо-слов’янський дискурс. – Чернівці : Видавничий Дім “Родовід”, 2016. – С. 129–131.
  59. Жигалова, М.П. Психологический анализ как эффективный путь разбора  эпических произведений и способ формирования личности М.П. Жигалова // Образование и саморазвитие. – Казань,  № 1(47), 2016. – С. 94–105.
  60. Жигалова, М.П. Педагогическое образование и личность учителя XXI века (по материалам II Международного форума по педагогическому образованию) / Жигалова М.П. // Адукацыя і выхаванне, № 11, 2016 – С. 3-8.
  61. Жигалова М.П. Кухтей Н.М., Система профориентационной  работы в учреждениях образования как способ моделирования профессионального будущего старшеклассников  (на примере СШ № 2 г. Малориты) // Вестник МГИРО: научно-метод. журнал, № 1 (24) 2016. – C. 46-47.
  62.  Ігнацюк Т.М. Катэгорыя пафасу і маўленчая дзейнасць / Т.М.Ігнацюк // Веснік Брэсцкага універсітэта, сер.3. Філалогія. Педагогіка.Псіхалогія, № 2, 2016, – (с. 51 – 57)
  63. Жигалова, М.П. Индивидуальная образовательная программа – путь к самоопределению М.П. Жигалова и др. / Закрутная А.А., Наумчик Н.И., Некрашевская Е.А., Мармолюк Т.С., Сацюк И.И., Андрейчук И.П. // Народная асвета, 2016. – №  4.  – С. 53–58.
  64. Щерба, О.В. Методические рекомендации для  студентов технических специальностей «Русский язык для иностранных студентов машиностроительного факультета» / Щерба, О.В. – Брест : Издательство БрГТУ, 2016. – 34 с.
  65. Игнатюк Т.Н., Турабова Э.Н. Методические указания  «Основы организации строительства» / Игнатюк Т.Н., Турабова Э.Н. – Брест : Издательство БрГТУ, 2016. – 56 с.
  66. РахубаТ.Н. Методические рекомендации для  студентов-иностранцев, обучающихся по специальности «Электронно-информационные системы», «Русский язык. Научный стиль речи» (на материалах лекций по информационным технологиям). / РахубаТ.Н.  – Брест : Издательство БрГТУ, 2016. – 38 с.
  67.  Будник О.А. Методические указания для студентов-иностранцев всех специальностей «Русский язык: деловое общение». / Будник О.А. – Брест : Издательство БрГТУ, 2016. – 42 с.
  68. Ігнацюк, Т.М. Пафас як інстытуцыянальны складальнік беларускага маўлення // Zeszyty filologiczne.Институциональный дискурс: язык, литература культура /Międzynarodowy Rocznik Naukowy , t.1. - Siedlce: UPH, 2016,s.75-85.
  69. Ігнацюк Т.М. Катэгорыя пафасу і маўленчая дзейнасць / Т.М.Ігнацюк // Веснік Брэсцкага універсітэта, сер.3. Філалогія. Педагогіка.Псіхалогія, № 2, 2016, – (с. 51 – 57)
  70. Самуйлік Я.Р. Асаблівасці словаўтварэння беларускай тэрміналогіі/ Я.Р. Самуйлик // Теория и практика обучения русскому языку как иностранному и другим лингвистическим дисциплинам в высшей школе : сборник научных статей / М-во образования Респ. Беларусь, Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; Брест. гос. технич. ун-т ; редкол. : Л. А. Годуйко, Т. М. Лянцевич ; под общ. ред. О. Б. Переход. – Брест : БрГУ имени А. С. Пушкина, 2016. – С.105-115.
  71. Рахуба, Т.Н. Активные формы обучения русскому языку как иностранному. / Т.Н. Рахуба // Теория и практика обучения русскому языку как иностранному и другим лингвистическим дисциплинам в высшей школе : сб. науч. ст. / под общ. ред. Т.Н. Рахубы. – Брест : БрГТУ, 2016. – С. 94–98.
  72. Борсук, Н.Н. «Формирование лингвокультурологической компетентности иностранных студентов в неязыковом вузе» / Н.Н. Борсук // Теория и практика обучения русскому языку как иностранному и другим лингвистическим дисциплинам в высшей школе : сб. науч. ст. / под общ. ред. Т.Н. Рахубы. – Брест : БрГТУ, 2016. – С. 10–15.
  73. Жигалова, М.П. Система профориентационной  работы в учреждениях образования как способ моделирования профессионального будущего старшеклассников  (на примере СШ № 2 г. Малориты) / Н.М. Кухтей, М.П. Жигалова // Вестник МГИРО: научно-метод. журнал. – № 1 (24). – 2016. – C. 46–47.
  74. Жигалова, М.П. Образование и воспитание сквозь призму школы, семьи и общественности. М.П.Жигалова // Теория и практика воспитания: педагогика и психология: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского (Москва, 7–8 июня 2016 года). – М. : Изд-во Московского психолого-социального университета, 2016. – С. 340–348.
  75. Жигалова, М.П. Социально-профессиональные ценности в подготовке современного педагога: интеграция белорусского и международного опыта М.П. Жигалова / II Международный форум по педагогическому образованию. Программа форума: Программа и тезисы II Международного форума по педагогическому образованию, Казань, Казанский федеральный университет, 19-21 мая 2016г. – Казань: Куранты, 2016. – 444с. – С. 83–84.
  76. Жигалова, М.П. Интеграция материальных и духовных ценностей в подготовке  учителя-филолога  для работы в поликультурной  среде М.П. Жигалова / II Международный форум по педагогическому образованию. Программа форума: Программа и тезисы II Международного форума по педагогическому образованию, Казань, Казанский федеральный университет, 19–21 мая 2016г. – Казань : Куранты, 2016. – 444 с. – С. 249–250.
  77. Жигалова, М.П. Обращение к культурным ценностям разных народов при анализе художественного произведения в высшей школе М.П.Жигалова / Эстетическое образование: традиции перспективы развития: сб.  материалов Респ. науч.-практ. конф., Брест, 14 апр. 2016 г. / Брест: БрГУ им. А.С.Пушкина ;  под общ. ред. Л.А.Захарчук. – Брест : БрГУ, 2016. – 199 с. – С. 39–43.
  78. Жигалова, М.П. Фрагменты опыта изучения русской словесности за рубежом (на примере университета имени Гумбольдта в
    Берлине) М.П.Жигалова / Педагогика и психология в интегрированном пространстве науки и практики: материалы Х Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (25 марта 2016 г., г. Тобольск) / Ответственный редактор: Т.А. Яркова; под ред. И.И. Черкасовой. – Тобольск: Тобольский пединститут им. Д.И. Менделеева (филиал) ТюмГУ в г. Тобольск, 2016. – 316 с. – С. 117–123.
  79. Жигалова, М.П. Индивидуальная образовательная программа – путь к самоопределению М.П. Жигалова и др. / Закрутная А.А., Наумчик Н.И., Некрашевская Е.А., Мармолюк Т.С., Сацюк И.И., Андрейчук И.П. // Народная асвета, 2016. – №  4.  – С. 53–58.
  80. Жигалова, М.П. Филологическое образование в поликультурном пространствеМ.П.Жигалова // Гуманитарные науки. РИНЦ. Научно-практический журнал, № 2 (34) , 2016 – Ялта. – С. 146–150.
  81. Габдулхаков Валерьян Фаритович, Жигалова Мария Петровна Хаирова Ирина Валентиновна Трансформация подготовки учителей в странах Восточной Европы // Непрерывное педагогическое образование: проблемы и поиски Continuing pedagogical education: problems and search http://kpfu.ru/psychology/struktura/zhurnal-39nepreryvnoe-pedagogicheskoe 2017. № 1 (2). – С. 100-106. Казань.
  82. Жигалова М.П. Художественное произведение как средство формирования коммуникативной личности /М. П. Жигалова // Zeszyty Cyrylo-Metodiańskiej, № 5, 2016. – Lublin. – С.  67-79.
  83. Жигалова,  М. П. Интерпретация и анализ произведений русскоязычной литературы Беларуси как средство патриотического воспитания (на примере стихотворений Л. Красевской) /М. П. Жигалова // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» Тихоокеанский государственный университет  ISSN 2079-8490 – г. Хабаровск, ТОГУ,  № 4 2016.  Материалы региональной с общероссийским и международным участием научно-практической конференции «Гражданско-патриотическое воспитание Россиянина-Дальневосточника».
  84. Пікула Л.У. Некаторыя цяжкасці пры вывучэнні кампанентаў культуры маўлення студэнтамі нефілалагічных факультэтаў // Теория и практика обучения русскому языку как иностранному и другим лингвистическим дисциплинам в В.Ш. Сб. научных статей. Брест БрГУ им. А.С.Пушкина 2016 – с.77-82.
  85. Игнатюк Т. Н. Средства оптимизации процесса обучения профессиональной лексике и терминологии на pанятиях по русскому языку как иностранному. // Теория и практика обучения русскому языку как иностранному и другим лингвистическим дисциплинам в высшей школе. Сб. научных статей. -- Брест БрГУ им. А.С. Пушкина, 2016. – С. 76-50
  86. Потолков Ю. В. Развитие словесно-образных способностей студентов-иностранцев при изучении русского языка в техническом вузе   // Теория и практика обучения русскому языку как иностранному и другим лингвистическим дисциплинам в В.Ш. Сб. научных статей. Брест БрГУ им. А.С.Пушкина 2016 – с. 91-94
  87. Рахуба Т. Н. Активные формы обучения русскому языку как иностранному // Теория и практика обучения русскому языку как иностранному и другим лингвистическим дисциплинам в высшей школе. Сб. научных статей. -- Брест БрГУ им. А.С.Пушкина, 2016. – С. 94-98
  88. Рагаўцова В. В. Выкарыстанне тэставага кантролю ведаў студэнтаў пры выкладанні курса «Беларуская мова (прафесійная лексіка)»// Теория и практика обучения русскому языку как иностранному и другим лингвистическим дисциплинам в высшей школе. Сб. научных статей. -- Брест БрГУ им. А.С.Пушкина, 2016. – С. 98-105
  89. Тоболевич Т. Л. Система упражнений при обучении фонетике китайских студентов на начальном этапе// Теория и практика обучения русскому языку как иностранному и другим лингвистическим дисциплинам в высшей школе. Сб. научных статей. --Брест БрГУ им. А.С.Пушкина, 2016. – С. 115-119.
  90. Турабова Э. Н. Обучение научному стилю речи в рамках дисциплины «Экономическая теория» (на примере темы «Денежно-кредитная политика»)// Теория и практика обучения русскому языку как иностранному и другим лингвистическим дисциплинам в высшей школе. Сб. научных статей. --Брест БрГУ им. А.С.Пушкина, 2016. – С. 123-127
  91.  Капцова, Юлія “Лінгвакультурная рэальнасць беларускага маўлення : этычная аплікацыя” / Юлія Капцова // Беларуская анамастыка. Гісторыя і сучаснасць / Нацыянальная акадэмія навук Беларусі, Інстытут мовы і літаратуры імя Якуба Коласа (у друку).
  92. Капцова, Юлія “Этычная аплікацыя і яе прэзентацыя ў антрапоніме” / Юлія Капцова // Камунікатыўная прастора і інфармацыйнае поле ў мове і маўленчай дзейнасці : зб. матэрыялаў ў рэспублік. навукова-практычнай канферэнцыі, Брэст 19 красавіка 2017 / Брэсц. дзярж. ун-т імя А. С. Пушкіна; навук. рэд. Г. М. Канцавая – Брэст : БрГУ, 2017 (у друку).
  93. Жигалова, М.П. Судьбы и характеры белорусов в русскоязычной литературе Брестчины как средство формирования ценностного отношения к жизни /М. П. Жигалова  //Аксиологический диапазон художественной литературы: сб. научн. статей /сост.: В.Д. Боровко  [и др.] ; под научн. ред В. Ю. Боровко, О. В. Лапатинской. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2017. – 383с. – С. 278-280.
  94. Жигалова, М.П. Профессиональное самообразование педагога как залог успешности и качества преподавания /М. П. Жигалова  // Актуальні проблеми літературознавчої термінології: Вип.2. Навуковий збірник / Відп. Ред.. Є.М. Васильев. Рівне: О. Зень, 2017. – 233с. – с. 228-232.
  95. Жигалова, М.П. Подготовка педагогических кадров в Республике Беларусь: социокультурный и методический аспекты /М. П. Жигалова // Непрерывное педагогическое образование: проблемы и поиски; научный журнал,  №3 (5),  2017. – Казань. – С. 19-30.