canc@bstu.by +375 162 32-17-32

Социопсихологическая лаборатория

Социопсихологическая лаборатория создана в 2011 году и функционирует в соответствии с Положением «О порядке создания и об условиях деятельности временных научных коллективов», утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 26 июня 2009 г. № 349 «О мерах по совершенствованию порядка создания и условий деятельности временных научных коллективов».

В соответствии с Положением «О социопсихологической учебно-методической лаборатории», утвержденным приказом ректора БрГТУ № 12 от 29.03.2011 г., она организует и проводит комплексные социологические исследования по различным направлениям функционирования учебного заведения, совершенствования учебного процесса, формирования благоприятных социально-психологических условий для качественной подготовки студентов.

Приоритетные направления

Исследование уровня удовлетворенности качеством образовательных услуг, предоставляемых университетом. Они осуществляются в целях развития системы менеджмента качества образования в соответствии с государственным стандартом СТБ ISO 9001-2015 и проводятся в тесном взаимодействии с отделом менеджмента и другими структурными подразделениями учебного заведения.

Сотрудники лаборатории оказывают научную и методическую помощь в проведении опросов по актуальным проблемам жизни университета, публикуют статьи, доклады и иные аналитические материалы в национальных и зарубежных научных изданиях. Научно-аналитическая деятельность обобщается в рамках темы «Социально-психологические аспекты реализации компетентностного подхода в образовании» (рук. — Бурко О.П.), зарегистрированной в реестре научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ БрГТУ.

Ее актуальность обусловлена необходимостью дальнейшей оптимизации и модернизации системы высшего образования, переходом на компетентностный подход к оценке результатов, принятием концепции непрерывного образования взрослых и вхождением Республики Беларусь в единое Европейское образовательное пространство.

Экспертный Совет Западно-Сибирского научного центра неоднократно признавал исследовательские работы социопсихологической лаборатории дипломантами международных конкурсов:
  • «Научные и творческие достижения в рамках современных образовательных стандартов» (проект «Мониторинг качества образовательных услуг в учреждении высшего образования», диплом II степени);
  • VI Международной конференции «Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты» (доклад «Тенденции изменения предпочтений аспирантов в оценках качества предоставляемых образовательных услуг», диплом III степени);
  • II Международной научно-практической конференции «Информационные технологии Сибири (ITSIBERIA — 2018)» (доклад «Системный подход в исследовании уровня удовлетворенности качеством предоставляемых услуг в УВО», диплом II степени).

Сравнительные исследования мотиваций использования сети Интернет студентами факультета электронно-информационных систем БрГТУ

В 2019 году под руководством сотрудников лаборатории в рамках НИРС проведен масштабный опрос «Сравнительные исследования мотиваций использования сети Интернет студентами факультета электронно-информационных систем БрГТУ» (авт. — Гребенко В.А., Калиновская Е.А., 4 курс, гр. ПО-1) . Анализ и интерпретация результатов опроса представлены в докладе на студенческой научной конференции «Неделя науки-2019», удостоенном диплома I степени и рекомендованном для участия в Республиканском конкурсе студенческих научных работ.

Исследование «Удовлетворенность выпускников качеством образовательных услуг БрГТУ»

По сравнению с результатами 2018 года (80%) общий показатель удовлетворенности выпускников качеством образовательных услуг в 2019 году повысился на 4%. В частности, отмечается возрастание уровня удовлетворенности качеством образовательных услуг по таким позициям: высокий:

  • на 7% — удовлетворенность собственными успехами в научно-исследовательской работе (с 10% в 2018г. до 17% в 2018г.);
  • на 5% — атмосферой в группе (с 44% в 2018г. до 49% в 2019г.);
  • на 4% — взаимоотношениями с однокурсниками (с 50% в 2018г. до 54% в 2019г.).

Результаты подтвердили наблюдаемую на протяжении нескольких лет тенденцию устойчивого повышения интереса студентов к выбранной специальности с момента их поступления в УО «БрГТУ». 39% отметили изменение в лучшую сторону, а количество тех, у кого ухудшилось мнение снизилось по сравнению с прошлым годом на 4%.

Содержание и качество преподавания дисциплин современным требованиям 69% участников опроса назвали соответствующими современным требованиям. Вместе с тем, практически в 4 раза возросло количество тех, кто считает данный уровень не удовлетворяющим современным требованиям, а это — каждый десятый выпускник. 80% студентов ВУЗа уверены в том, что их профессиональные знания и навыки, найдут применение в хозяйственном комплексе страны, хотя уровень неуверенности в этом остается на очень высоком уровне (20%).

Исследование «Удовлетворенность абитуриентов качеством образовательных услуг БрГТУ»

В сентябре 2019 года завершено исследование «Удовлетворенность абитуриентов качеством образовательных услуг БрГТУ».

Генеральная совокупность исследования составила 2520 человек. При статистической значимости – 95%, доверительном интервале – 5%, минимальный размер выборки составил 333 респондента. Всего было опрошено 343 абитуриента БрГТУ.

Наиболее интересными, с точки зрения социологического мониторинга, представляются следующие результаты:

  • у абитуриентов-2019 интерес к получению профессии оказался в 1,3 раза ниже, чем у прошлогодних, при этом, на достаточно высоком уровне значимости остаются факторы выбора, которые не имеют прямого отношения к получению образования и его качеству;
  • 70% поступивших на 1 курс самостоятельно готовились к поступлению, что практически повторяет показатели прошлого года (68%).

Неожиданными оказались результаты ответов на вопрос о пользовании услугами репетиторов. Количество обратившихся к ним респондентов, по сравнению с прошлым годом, уменьшилось более чем в 2 раза, также упала востребованность факультативных занятий в школах. Вместе с тем, отмечается существенное повышение доверия выпускников к текущему обучению в школах и колледжах: количество тех, кто считает, что уровень подготовки в школе в полной мере не позволяет получать необходимые знания для поступления в ВУЗ снизилось с 24% в 2018 году до 13% в нынешнем. Отмечается незначительный рост доверия абитуриентов к подготовительным курсам в университете.